Главная » Развитие ребенка

Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка

Рубрикатор #9660;

Своеобразие развития продуктивной деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте

Тема 5: «Своеобразие развития продуктивной деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте».

Для развития дошкольника большое значение имеют продуктивные виды деятельности. Это конструирование из строительного материала и из различных конструкторов, собирание мозаик, вышивание. Конечно, - рисование, лепка и аппликация. От игры они отличаются тем, что связаны с созданием какого-то конечного продукта – рисунка, постройки и т.п. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

ФГОС предусматривает всестороннее, гармоническое развитие дошкольников в активной детской деятельности – в игре, посильном труде, в процессе ознакомления с окружающим, в рисовании, конструировании и др.

Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленно го обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемным изображении. В процессе конструирования решаются, какие – либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.К познавательным способностям относятся, прежде всего, сенсорные, интеллектуальные и творческие способности. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, как, например, в эталонах геометрических форм.

Способности – это индивидуально – типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.Способности принято делить на: общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные способности важны только в конкретных видах деятельности – изобразительной, музыкальной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом.Каждый возрастной период создает особые благоприятные условия для развития способностей.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. И только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью» дошкольника важно включать в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволит проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются все возможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.Т.о. в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Она становится более целенаправленной. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета. У ребенка происходит развитие пространственных представлений, формируются обобщенные представления, развитие творческих умений. В процессе обучения вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, предоставляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания.

Завещательный отказ и завещательное возложение. Ответственность наследников по долгам наследодателя. Наследственная трансмиссия и наследование по праву представления.

Теоретические основы электротехники. Топология электрической цепи. Представление синусоидальных величин с помощью векторов и комплексных чисел. Элементы цепи синусоидального тока. Векторные диаграммы и комплексные соотношения для них. Закон Ома для участка цепи с источником ЭДС.

Цель занятия: усвоить знания о возможностях работы с базой данных в многопользовательском режиме; о способах распределения базы данных и организации распределенной обработки данных.

Виды алгоритмов преподавания русского языка. Необходимость использования алгоритмов. Группы правил, НЕ нуждающихся в алгоритмизации. Методика работы с алгоритмами. Обучение использованию алгоритмов

Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями INFLUENCE OF CREATIVE-PRODUCTIVE TYPES OF ACTIVITY ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN PRESCHOOL AGE WITH SENSORY ABNORMALITIES Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Авторы
  • АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
  • ИСАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
  • МОЖЕЙКО АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Выпуск № 1 (25) / 2015

Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
Статистика по статье
  • НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ,
  • КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ,
  • ДОШКОЛЬНИКИ ,
  • ИЗОБРАЗИ- ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ,
  • СТЕНДОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ,
  • КОЛЛАЖ ,
  • ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ ,
  • СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ ,
  • NON-TRADITIONAL TECHNIQUES ,
  • CORRECTION INFLUENCE ,
  • CHILDREN PRESCHOOL AGE ,
  • FIGURATIVE ACTIVITY ,
  • STAND MODELING ,
  • COLLAGE ,
  • PLASTILINOGRAPHY ,
  • SENSORY AB- NORMALITIES

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА, ИСАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, МОЖЕЙКО АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

В статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных средств и приемов при обучении и воспитании детей с сенсорными нарушениями. Обсуждаются направленности коррекци- онного воздействия, способствующие развитию психических процессов детей с нарушениями слуха и зрения.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — ANDREEVA ALENA ALEKSEEVNA, ISAEVA SVETLANA NIKOLAEVNA, MOZHEYKO ANNA VYACHESLAVOVNA, Gaudeamus

In the article the possibilities of use of non-traditional means and techniques during teaching and up-bringing the children with sensory abnormalities are reviewed. The directions of correction influence, which contribute to the development of mental processes of children with abnormalities of hearing and eyesight are discussed.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Гаудеамус , АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА, ИСАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, МОЖЕЙКО АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА, ИСАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, МОЖЕЙКО АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями // Гаудеамус. 2015. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tvorchesko-produktivnyh-vidov-deyatelnosti-na-razvitie-doshkolnikov-s-sensornymi-narusheniyami (дата обращения: 17.09).

АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА et al. Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями Гаудеамус (2015). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tvorchesko-produktivnyh-vidov-deyatelnosti-na-razvitie-doshkolnikov-s-sensornymi-narusheniyami (дата обращения: 17.09).

АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА, ИСАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА МОЖЕЙКО АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА (2015). Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями. Гаудеамус URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tvorchesko-produktivnyh-vidov-deyatelnosti-na-razvitie-doshkolnikov-s-sensornymi-narusheniyami (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА, ИСАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, МОЖЕЙКО АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями // Гаудеамус. 2015. №1 (25) С.121-126.

АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА et al. Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями Гаудеамус (2015).

АНДРЕЕВА АЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА, ИСАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА МОЖЕЙКО АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА (2015). Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями. Гаудеамус

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человеком, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Детство — очень важный период в жизни детей. Именно в это время каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов деятельности детей является изобразительная, художественно-творческая деятельность.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Потребность в рисовании заложена у ребят на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Современная система начального школьного образования стремится сформировать в детях базовые способности развития личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности так, чтобы ребенок смог пройти путь «творца». Изначально всякое художество сводится к тому: что рисовать, на чём и чем. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н. А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях. Многие ученые по праву считают детский рисунок «королевским путем» познания мира ребенка, отражающий окружающую действительность и его индивидуальность [1, с. 20–27].

Однако каким образом эмоционально-эстетическое сознание дошкольников влияет на продукт художественной деятельности, решено было изучить.

Изучив учебно-методическую литературу, я выявила характерные особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста:

- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

- чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- развиваются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Развитию личности ребенка способствуют продуктивные виды деятельности, в которых складывается направленность на получение результата. Этим результатом может быть рисунок, несущий печать личности автора. Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания, моделируя действительность, расширяет границы ее познания. Развивается умение создавать и воплощать замыслы. Осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Ведущая роль в становлении личности ребенка — школьника принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребенка связана высокая степень воздействия эмоций на художественную деятельность.

Исследование еще раз доказало: познание ребенком окружающей действительности происходит через эмоционально-эстетическое переживание. Все дети от рождения обладают возможностями художественного восприятия мира и склонны видеть чувствами (красивое — некрасивое — поэтому нравится или не нравится).

А ведь именно это и является основанием эстетического развития. Ребенок отождествляется с чувствами, возникающими при рисовании на заданную тему, выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания, отношение.

В рисовании дети создают образы, отражающие его отношение к окружающей действительности доступными ему средствами выразительности (цветом, декором, приемами и способами рисования).

Стало очевидно, что способность воспринимать цвет имеет большое значение. Благодаря использованию цвета работы преображались, в зависимости от позитивного или негативного отношения к теме рисунка. Каждая детская работа была наполнена детским содержанием, в них нашли отражение впечатления детей, отношение к тому, что изображают, проявляя позитив или негатив. Дети выражали свое отношение к изображаемому:

- тщательностью прорисовки деталей,

- разными размерами изображаемого, давая словесные пояснения эмоционально-эстетического восприятия образов «красивого» или «некрасивого».

При изображении «красивого» детские рисунки проникнуты добрым настроением, сочностью колорита, выразительностью образов, аккуратностью, старательностью выполнения.

При изображении «некрасивого» преобладали темные, блеклые тона, угловатость линий, дисгармония, небрежность рисунков, формальность выполнения работ.

Итак, художественное творчество развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс. Художественная деятельность у младших школьников способствует снятию детских страхов обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям гамму новых ощущений, которые со временем становятся богаче, полнее, ярче. Однако необходимо дать педагогам некоторые рекомендации, чтобы поддержать положительное эмоционально-эстетическое отношение детей к собственной художественной деятельности:

- рисуйте с детьми то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство грусти, открыло им красоту природы, искусства, и т. п. Личная практика вызывает живую потребность в проявлении эмоциональных переживаний детей;

- рисованию необходимо отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности;

- при реализации детских замыслов в рисунке не торопитесь навязывать способы передачи образов, давая возможность самостоятельно изобразить задуманное;

- особое внимание при этом уделяйте культуре цвета, поддерживайте осознание ребенком его выразительной силы;

- продолжайте подводить детей к осмысленному изыскиванию новых приемов, выразительных средств при создании рисунка (линий, форм, композиционного расположения).

Но, если эмоциональное состояние ребенка вас беспокоит, не следует думать, что исправив рисунки, вы поможете ему. Помощь ребенку и исправление рисунка — это совершенно разные вещи. Чтобы помочь ему, заботиться надо непосредственно о нем. Уделите ребенку внимание, попытайтесь решить его жизненные проблемы и рисунки изменятся сразу.

Только не забывайте, что в эмоциональной оценке многое зависит от индивидуальности воспринимающего, поэтому жесткое навязывание «правильных» (т. е. совпадающих с нашими ожиданиями) решений тут совершено недопустимо. Иначе мы только впечатаем в сознание ребенка новую разновидность стереотипов (цветовых, композиционных). Добиваться нужно лишь того, чтобы ребенок осознал и принял сам принцип связи цвета, линий и настроения, характера чувства.

Источники: https://ifreestore.net/2838/, https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tvorchesko-produktivnyh-vidov-deyatelnosti-na-razvitie-doshkolnikov-s-sensornymi-narusheniyami, https://moluch.ru/archive/61/8884/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Что можно есть после рвоты ребенку

Правильное питание после далее...

Чем лечить затяжные зеленые сопли у ребенка

Затяжные сопли Здравствуйте,Ирина Викторовна, помогите,пожалуйста, далее...

Коучинг одаренные и талантливые дети

Тема коучинга: Обучение талантливых и одаренных учениковЦель: далее...

Признаки сотрясения у ребенка 1 год

Сотрясение мозга у детей Среди всех детских травм именно далее...

Педагогическая характеристика на дошкольника готовая на пмпк

Готовой психолого педагогической характеристики на дошкольника 5 далее...

Изо детей 4 лет

Методика занятий по изо для детей 4-7 лет Занятия изобразительной далее...

Дети готовые школьному обучению

Здоровье ребенка и его готовность к школе ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА И далее...

Популярные статьи

x