Главная » Развитие ребенка

Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте

Особенности психического развития в младенческом возрасте

В этом периоде (1-й год жизни) ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограничены, но уже сейчас имеют большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей.

К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т.д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:

1)трудных, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2)у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

Ученые выделяют стадии сенсорного развития детей до 1-го года. Так, например,

Младенческий возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок для речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослым.

Большое значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и в психическом развитии ребенка. Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований.

Сначала ребенок имеет лишь органические потребности. Они удовлетворяются с помощью механизмов безусловных рефлексов, на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка постепенно возникают новые потребности: в общении, движениях, манипулировании предметами, удовлетворения интереса к окружающему. Врожденные безусловные рефлексы на данном этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности.

Возникает противоречие, которое разрешается путем образования условных рефлексов — гибких нервных связей — как механизма приобретения и закрепления в окружающем мире ведет к развитию ощущений (в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка) и становится основным средством по знания. Сначала дети могут следить глазами за кем-то лишь в горизонтальной плоскости, позже — по вертикали.

С 2 месяцев дети могут сосредоточивать взгляд на предмете. С этого времени малыши больше всего занимаются рассматриванием различных предметов, которые находятся в поле их зрения. Дети с 2 месяцев способны различать простые цвета, а с 4 — форму предмета.

Со 2-го месяца ребенок начинает реагировать на взрослых. В 2—3 месяца отвечает улыбкой на улыбку матери. На 2-ом месяце малыш может сосредоточиваться, появляются гуление и замирание — это проявление первых элементов в комплексе оживления. Уже через месяц элементы преобразуются в систему. Примерно к середине 1 -го года жизни заметно развиваются руки.

Ощупывающие, хватающие движения рук и манипулирование предметами расширяют возможности познания ребенком окружающего мира. По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми.

От форм эмоциональной реакции на взрослого ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает понимать их. В конце 1-го года жизни ребенок сам произносит первые слова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Подобные работы из Базы знаний:
  • Психическое развитие ребенка. Основные особенности младенческого возраста. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
    реферат [27.9 K], добавлена 13.11

    Психика новорожденного ребенка. Социальная ситуация развития и центральные новообразования младенческого возраста. Физическое развитие младенца: перцептивное развитие младенца и развитие мелкой и грубой моторики. Понимание речи и появление первых слов.
    реферат [31.2 K], добавлена 21.10

    Психическое развитие младенца. Эмоционально-личностное общение с взрослыми людьми как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте. Хватание, ходьба и первое слово. Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка от рождения до трех лет.
    курсовая работа [148.8 K], добавлена 01.12

    Периодизация и новообразования младенческого возраста, его характеристика в разных психологических школах. Особенности социализации ребёнка. Подходы к изучению взаимодействия ребёнка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии.
    курсовая работа [49.2 K], добавлена 30.07

    Факторы психического развития ребенка. Раннее детство: врожденное и приобретенное, приспособление к новым условиям жизни. Особенности младенческого возраста: автономная детская речь, истоки личности. Показатели развития ребенка от года до трех лет.
    дипломная работа [107.1 K], добавлена 26.07

    Кризисный период новорожденности. Психологические новообразования младенческого периода. Процесс формирования общения и речи, восприятия и интеллекта ребенка, его двигательных функций и действий с предметами. Созревание и обучение на первом году жизни.
    контрольная работа [48.9 K], добавлена 23.06

    Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.
    курсовая работа [55.3 K], добавлена 06.05

    Психолого-педагогические особенности влияния родительских отношений на психическое развитие детей дошкольного возраста. Основные признаки семьи. Трудные ситуации и психическое здоровье ребенка. Основные методики для оценки образно-логического мышления.
    дипломная работа [1.3 M], добавлена 02.01

    Исследования ведущих отечественных психологов проблемы общения детей раннего возраста со взрослыми. Врожденные формы психики, особенности общения и поведения младенца. Моторика младенца, значение развития движений ребенка в первые месяцы жизни.
    реферат [34.9 K], добавлена 12.07

    Рассмотрение особенностей диагностики психического развития в младенческом возрасте. Наблюдение и скрининг - основные ёё методы на ранних этапах развития. Анализ развития шкал младенцев Гезелла, Бейли, Пиаже, включая психологическую интерпретацию.
    контрольная работа [34.7 K], добавлена 14.12

    Динамика психического развития ребенка: в эмбриональном периоде, до 1 года, в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Особенности личности в зрелом возрасте. Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей.
    контрольная работа [28.8 K], добавлена 09.11

    Возрастная периодизация, характеристика периода новорожденности и грудного возраста. Психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка в возрасте 1-3 года, 4-5 лет. Особенности развития детей 6-7 лет. Характеристики готовности ребенка к школе.
    презентация [1.1 M], добавлена 03.08

    Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.
    курсовая работа [63.4 K], добавлена 22.07

    Факторы, определяющие отношения детей к взрослым. Общение ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения. Ситуативно-деловое общение. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка. Негативное влияние конфликтов в семье.
    курсовая работа [37.5 K], добавлена 28.10

    Понятие раннего возраста. Характеристика теории Эриксона и Фрейда. Структура идентичности: соматическая, личностная, социальная. Анализ уровней развития нравственных суждений. Основные особенности и этапы развития психики ребенка в раннем детстве.
    контрольная работа [78.7 K], добавлена 02.03

    Основные этапы психосексуального развития ребенка. Главные особенности психосексуального развития в младенческом возрасте. Процесс формирования пола ребенка. События от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации.
    реферат [27.5 K], добавлена 12.03

    Комплекс оживления. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрасте. Развитие самопознания, самооценки и чувства взрослости в юношеском возрасте. Правила, регулирующие распространение психодиагностических методик.
    контрольная работа [17.6 K], добавлена 09.07

    Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Причины и симптомы кризиса новорожденности. Социальная ситуация развития младенца. Новообразования младенческого возраста. Новые условиям существования.
    контрольная работа [28.0 K], добавлена 04.12

    Проблема развития личности. Личность и ее структура. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Развитие личности в игровой деятельности. Деятельность детей дошкольного возраста. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.
    курсовая работа [38.7 K], добавлена 04.06.2002

    Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения и комплекс оживления. Рефлексы новорожденного. Общение как ведущий вид деятельности. Движения и действия младенца. Развитие познавательных процессов и предпосылки развития личности, кризис 1 года.
    контрольная работа [61.3 K], добавлена 05.02

    Другие работы из коллекции:

    Психолого-педагогические технологии сопровождения развития ребёнка: от рождения по младший школьный возраст

    О программе

    Технологии сопровождения - это не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздаравливающей работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализациии.

    Освоение методологии и техник позволит интегрировать полученные знания и навыки в практическую деятельность в области психологии, социальной работы, педагогики и воспитательной работы.

    Преимущества программы

    В процессе обучения происходит:

    • рассмотрение основных закономерностей и тенденций психического развития детей;
    • формирование умения конструктивного решения проблем детского развития.
    • Изучение программы даст возможность:

      • предупредить возникновение проблем развития ребенка;
      • оказать содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
      • развить психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) воспитателей, родителей, педагогов.
      Формат программы

      Объем курса - 72часа

      Срок обучения - 2 месяца

      Форма обучения - очная, очно-заочная

      Занятия - 1 раз в неделю

      Категория слушателей - психологи, социальные работники, врачи, педагоги, воспитатели, студенты выпускных курсов ВПО

      По окончании обучения выдается Удостоверениео повышении квалификацииустановленного образца

      Стоимость обучения - 14 000 рублей

      Психологические особенности развития детей

      Закономерности возрастного развития. Обзор теорий личностного развития детей. Проблема периодизации психического развития. Психологические особенности развития детей первого года жизни. Факторы, определяющие возникновение проблем развития в младенческом возрасте. Психологические особенности развития детей раннего возраста.

      Факторы, определяющие проблемы развития в разные периоды детства

      Факторы, определяющие возникновение проблем развития в раннем возрасте. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Факторы, определяющие возникновение проблем развития в дошкольном возрасте. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Факторы, определяющие возникновение проблем развития в младшем школьном возрасте.

      Анализ проблем психического развития детей, выявление их сущности

      Работа с типичными проблемами развития, характерными для разных периодов детства. Алгоритм анализа проблемы. Анализ проблем психического развития детей, выявление их сущности. Практикум: анализ конкретной проблемы развития, составление плана коррекционной работы. Методы психологической диагностики. Супервизия.

      Работа с типичными проблемами развития, характерными для разных периодов детства

      Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими проблемы эмоционально-волевой сферы. Арт-терапевтические техники в работе с детьми: сказкотерапия, изотерапия. Психокоррекционные механизмы сказки. Механизм психологического воздействия языка сказки. Классификации сказок. Основные практические формы работы со сказкой. Основы групповой и индивидуальной работы со сказкой. Анализ сказки. Подходы к написанию сказки. Интерпретация сказки. Изотерапия. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия изотерапии. Опорные элементы в трактовке рисунка. Диагностические и терапевтические возможности изотерапии. Технология работы с цветом и формой. Фактор художественной экспрессии. Основы практической нейропсихологии детства. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Нейропсихология и практика. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Проблема школьной зрелости. Психологические аспекты развивающего обучения. Методы развивающего обучения дошкольников (концепция Н. А. Зайцева).

      Источники: https://www.hr-portal.ru/article/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-v-mladencheskom-vozraste, https://referats.allbest.ru/psychology/8700041731.html, https://www.psysocwork.ru/1516/

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения





      Избранные статьи

      Мультики про машинки развивающие речь ребенка

      Мультфильмы для детей 5 лет Очень часто родители далее...

      Какие игрушки покупать детям 2 3 лет

      Игрушки для ребёнка от 2 до далее...

      Растет зуб болит ребенка

      Что делать когда болит десна и растут зубы далее...

      Поучительные сказки для детей 6 лет

      Веселые и поучительные истории далее...

      Количество мочи сутки норма детей

      Физиологические показатели здоровых детей Мерилом далее...

      Загадки 2 летних детей

      Предлагаю вариант, как с пользой и с интересом далее...

      Какой матрас нужен ребенку 3 лет

      Детские матрасы Какой матрас выбрать далее...

      Популярные статьи

      x