Главная » Развитие ребенка

Развитие системы общественного дошкольного образования

Из истории развития системы российского дошкольного образования.

Дети-дошкольники – это будущее нашей страны, поэтому каждому человеку сегодня не мешает иметь представление, пусть и в общих чертах, о проблемах, существующих в настоящее время в системе современного дошкольного образования и постоянно обсуждаемых в обществе. Но прежде стоит вспомнить основные факты из истории развития системы российского дошкольного образования.

Специалисты считают, что система российского дошкольного образования берёт своё начало с создания воспитательных (сиротских) домов, создаваемых в конце XYIII века.

С проникновением в Россию из Европы в конце 19 века идей Фребеля (основателя детских садов), Марии Монтессори, других известнейших педагогов, в крупных городах России начинают возникать первые детские сады с целью оказание помощи по воспитанию детей благополучным семьям.

Первый народный бесплатный детский сад начал работу в 1866 году при благотворительной организации в Санкт-Петербурге.
Одновременно А. С. Симонович был открыт частный детский сад на платной основе для детей интеллигенции.

В 1871 году в Санкт-Петербурге было создано общество содействия воспитанию дошкольников (президентом которого была Е.И.Тихеева – известный педагог), которое открыло курсы по подготовке воспитательниц для детских учреждений.
Сама Тихеева руководила созданным обществом детским садом с 1913 по 1928 год.
К 1914 году в России действовало уже несколько десятков дошкольных учреждений.

С установлением Советской власти стали создаваться не отдельные учреждения для дошкольников, но начала формироваться система дошкольного воспитания.

В ноябре 1917 года была принята Декларация по дошкольному воспитанию, определившая основные принципы общественного дошкольного образования, такие как бесплатность и доступность.

В 1934 году создана Программа работы детских садов, а в 1938 году - Устав детского сада и Руководство для воспитателей.
Эти документы содержали рекомендации по функционированию детских учреждений и указания по работе с детьми.
В 1939 году были устанавлены типовые штаты для дошкольных учреждений всех видов.
К 40-м годам сеть детских садов достигла очень высокого уровня, охватив общественным воспитанием более 2-х миллионов воспитанников.

Сразу после войны в развитии системы общественного ДВ появилась новая тенденция, разработанная коммунистическими идеологами – она ( система общественного ДВ) должна была полностью (!) заменить семейное воспитание. Так, в 1959 году были созданы ясли-сады для воспитания детей с 2-х месяцев до 7-ми лет (для школьников создавались интернаты).

Первая Программа воспитания в детском саду была создана в начале 60-ых годов, как единый обязательный документ для работы дошкольных учреждений всей страны.
В 1978 году с внесением некоторых изменений программу назвали Типовой, а в 1984 году заменили на Типовую программу обучения и воспитания в детском саду.

Вся вторая половина 20 века отмечена постоянным ростом количества детских садов.
В 1990 году в РФ дошкольные учреждения посещали 9 млн.дошкольников.

В последующие годы одновременно с кризисом в стране начался и кризис системы дошкольного образования. Началось резкое сокращение количества детских садов, а детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, сократилось к 2000 году до 4243 тысяч. более, чем в два раза!

Из истории развития системы российского дошкольного образования видно, насколько непростой путь, тесно связанный с развитием страны и общества, пройден дошкольныим образованием.

Ваш отзыв

Из истории дошкольного образования в России до 1917 года

В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, народный детский сад в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в г. Санкт-Петербурге. В том же году А.#160;С.#160;Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции.

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот .В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал Детский сад под редакцией А.Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К.#160;Д.#160;Ушинского.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 -1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

#160;Советская система дошкольного образования

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря1917 года Декларации по дошкольному воспитанию. В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая Программа работы детского сада вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы Устав детского сада, определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и Руководство для воспитателей детского сада, содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал Дошкольное воспитание, существующий по настоящее время. К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.
После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения -ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.

В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла Концепция дошкольного воспитания.#160; В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация -воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования -ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения -развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования -приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

#160;Дошкольное образование в России в XXI веке

Дошкольное образование в России #160;-воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление#160; детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет..

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важных задач государства по отношению к молодёжной семейной политике.

Для дошкольных образовательных учреждений создана новая улучшенная программа От рождения до школы под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Соответствуя Федеральному образовательному стандарту и первой его ступени - дошкольное образование, эта федеральная программа является программой, обеспечивающей подготовку дошкольников к обучению в 1 классе школы и преемственность к обучению в школе любой сложности.

Становление системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Головина Б. Г.

В статье рассмотрены основные тенденции, региональные особенности и сущностные характеристики процесса становления системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере. На основе историко-педагогического анализа определены состояние кадрового и методического обеспечения, динамика развития сети дошкольных учреждений, направления воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в период с 1925 по 1941 г.

Abstract 2006 year, VAK speciality — 13.00.02;13.00.01, author — Golovina B. G.

In clause the basic tendencies, regional features and intrinsic characteristics of process formation of system of public preschool education in the Kola North are considered. On the basis of the historical-pedagogical analysis the directions educational of work with children of preschool age in the period with 1925 for 1941 are determined a condition of personnel and methodical maintenance, dynamics of development of a network of preschool establishments.

Научная статья по специальности Дошкольное образование. Дошкольная педагогика из научного журнала Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена , Головина Б. Г.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Головина Б. Г. Становление системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-obschestvennogo-doshkolnogo-vospitaniya-na-kolskom-severe (дата обращения: 17.09).

Головина Б. Г. Становление системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 5 (2006). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-obschestvennogo-doshkolnogo-vospitaniya-na-kolskom-severe (дата обращения: 17.09).

Головина Б. Г. (2006). Становление системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-obschestvennogo-doshkolnogo-vospitaniya-na-kolskom-severe (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Головина Б. Г. Становление системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №23

Головина Б. Г. Становление системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 5 (2006).

Головина Б. Г. (2006). Становление системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Источники: https://doshkolyonok.ru/iz-istorii-razvitiya-sistemyi-rossiyskogo-doshkolnogo-obrazovaniya, https://558.tvoysadik.ru/info/item/6, https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-obschestvennogo-doshkolnogo-vospitaniya-na-kolskom-severe

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Уроки английского языка детей 6 лет

Английский для детей Изучение иностранных языков тренирует далее...

Знание возрастных особенностей детей

Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в далее...

Выплаты ребенка 2 лет

Детские пособия и выплаты на второго ребенка По далее...

Современные песни для детей 8 лет

Дискотека для детей - Специальная далее...

Чем помочь ребенку при аллергии

Аллергические высыпания у детей Врачи называют аллергию болезнью века. далее...

Перевозка ребенка 9 лет в автомобиле

Каковы правила перевозки детей в автомобилях и автобусах далее...

Сыпь на щеках у ребенка

Сыпь на лице у ребенка – это симптом далее...

Популярные статьи

x