Главная » Развитие ребенка

Развитие творческих способностей детей театрализованных играх

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р.И. Жуковской. А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия. Заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д.Б. Эльконин) .

Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление. Умение видеть необычные моменты в обыденном.

В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром – синтетическим видом искусства, соединяющим в себе слово. Образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л. С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.) .

Для изучения данной темы была поставлена цель: определить влияние театрализованных игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Выявить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе работы.
  • 2. Подобрать и апробировать серию театральных игр, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • 3. Определить уровень развития творческих способностей у детей после проведения эксперимента.

Исследовательская работа проводилась на базе МБУ № 41 «Карасик» города Тольятти с детьми старшего дошкольного возраста. При проведении констатирующего эксперимента нами была выделена следующая цель – выявить уровень творческих способностей детей данной группы. Чтобы правильно построить работу, были реализованы следующие методики:

  • Анализ условий, созданных МБУ для развития творческих способностей.
  • Анализ занятия по театрализованной деятельности.
  • Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав условия для развития творческих способностей, было отмечено, что созданные условия в данном учреждении соответствуют программному содержанию, музыкальному и творческому развитию детей.

В ходе наблюдения занятия по театрализованной деятельности мы обратили внимание. Что педагог использует различные методы проблемных ситуаций, стремится заинтересовать детей, использует разнообразный художественный и музыкальный репертуар.

Для реализации цели констатирующего эксперимента была проведена диагностика, адаптированная Т.С. Комаровой. Диагностика проводилась на основе творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Детям было дано выполнить ряд заданий.

Творческое задание №1.

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, кукольный театр.

Творческое задание № 2.

Создание спектакля по сказке «Колобок» .

Цель: изготовить персонажей. Декораций, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Творческое задание № 3.

Сочинение сценария и разыгрывание сказки.

Цели: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение. Изготовить или подобрать декорации. Костюмы, разыграть сказку.

В качественном отношении творческие проявления детей оценивались по трех бальной шкале:

3 уровень (высокий) – 3 ребенка (15%)

2 уровень (средний) – 5 детей (25%)

1 уровень (низкий) – 2 ребенка (10%)

Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса театрализованных игр, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения формирующего эксперимента, мы разделили детей на две группы таким образом, чтобы в обеих группах были равные показатели уровня развития творческих способностей.

С детьми экспериментальной группы была проведена следующая работа:

  • беседа с детьми о театре
  • разыгрывание сказок
  • проведение занятий по театрализованной деятельности

Чтобы проверить эффективность разработанных занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр, был проведен контрольный эксперимент.

По завершению эксперимента были получены следующие данные:

3 уровень (высокий) – 4 ребенка (20%)

2 уровень (средний) – 5 детей (25%)

1 уровень (низкий) – 1 ребенок (5%)

Таким образом, разработанный комплекс занятий по повышению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр можно считать эффективным.

Дошкольник.РФ

Содержание - Дошкольное образование

Сорокина Светлана Витальевна, воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Батайска Ростовской области.
У детей дошкольного возраста часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному восприятию – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребёнка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребёнка.

Дата публикации: 22.10 г.

Тема: « Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Творческие особенности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

У детей дошкольного возраста часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному восприятию – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Сказка, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребёнку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребёнок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе видеть красоту, сочувствовать.

Основные направления в работе по театрализованным играм направлены на ориентировку в пространстве, на развитие зрительного, слухового внимания, памяти, наблюдательности, образное мышление, на обработку дикции, на формирование нравственно-эстетических качеств.

Работу по театрализованной деятельности желательно начинать с младшего дошкольного возраста и продолжать до выпуска детей в школу, в тесном контакте с логопедом, музыкальном руководителем, специалистом по ИЗО и родителями. Можно создать кружок «Юные актёры».

В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада. Совместно с преподавателем по художественному творчеству готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. На занятиях с логопедом дети отрабатывают чёткую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев.

Игры, используемые на занятии, мы объединили в несколько блоков:

Первый блок – «Что такое театр?». Мы познакомили ребят с историей театра, профессиями людей работающих в нём. Нами разработаны дидактические игры и наглядный материал к занятиям. Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театрализованному творчеству.

Второй блок – «Волшебный мир эмоций». Эти игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребёнок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом корректируется поведение ребёнка, развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

Третий блок – «Люблю своего героя». Игры этого блока проводятся с целью тренировки речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры. Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь: раскрепощения ребёнка, давая возможность почувствовать своё тело; развития выразительности телодвижений; развития двигательных способностей, мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.

В этот блок мы также включили игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Используемая ребёнком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Таким образом, используемые игры и этюды помогают детям ощутить лёгкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству.

Работу над постановкой театрализованного представления проводим в несколько этапов:

Первый этап: начинаем с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном.

Второй этап: даём детям права свободного выбора и добровольного участия в спектакле, обсуждаем с детьми количество ролей, назначаем актёров, продумываем декорации, озвучивание, дети учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей;

Третий этап: работаем над ролью.

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. На этом этапе идёт работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимике, интонации. Именно процесс репетиции является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребёнка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии. Например, знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.

Из практики своей работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они её обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении занятий.

Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Таким образом, разработанная нами система работы по театрализованной деятельности в детском саду оказалась эффективной и способствует развитию творческих способностей детей.

Источники: https://doshkolnik.ru/teatr/14548-razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-teatralizovannyh-igr.html, https://metod-sbornik.ru/doshkolnoe-obrazovanie/885-

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Познавательные фильмы для детей 6 7 лет

Фильмы для детей 6-7 лет Детские далее...

Ромашка для купания новорожденных как заваривать

Травы для купания: завариваем правильно Добавление трав в ванну далее...

Настольные игры для детей 6 лет

Игры для детей 6 лет Что далее...

Книги для детей 7 лет

Автор: Дементьева Светлана Поскольку о книгах русских далее...

Скейтборд для детей от 8 лет

Скейтборд для ребенка: правила выбора Ваше милое далее...

Апилак аллергия у ребенка

Отзыв: Таблетки для кормящих мам Апилак - Пропадает далее...

Ребенка болит живот обращаться

У ребенка болит живот, что делать? Самой частой проблемой далее...

Популярные статьи

x