Главная » Ребенок 1 год

Логопед ребенка 1 год

Говорите с детьми: 7 советов логопеда родителям

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. Логопед Татьяна Филимошина рассказала, какие упражнения можно делать с малышами дома и во время прогулки в парке.

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными.Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает шумовую завесу , и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшение речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик ежик , каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитиии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья! (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про Сороку-ворону , Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел , Ладушки-оладушки: мы печем оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами! .

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.


***
Логопед Творческих мастерских Цыпленок и Огурец Филимошина Татьяна Евгеньевна

  • статья понравилась,возьму на заметку. Евгения Войт. 07.05 04:05:40
  • С интересом прочитал статью.Моему сыну 2года 5 мес,говорит на своем языке,тя-тя,ба-ба,кать-кать.Ничего осмысленного.Хотя в остальном вроде нормальный ребенок.с 1,5 года мы стали подозревать,что он не слышит,ходили и к неврологу и к логопеду-они сказали,что слух в таком возрасте проверить не возможно,и что до трех лет переживать не стоит.Но иногда и впрямь кажется что сын плохо слышит,не отзывается пока не крикнешь,только тогда головешку поворачивает.Все показывает жестами,психует когда не понимаем,что он хочет-но молчит,или возмущается на своем языке.Двое старших детей заговорили рано,в роду глухих нет.интересно глухие дети как себя ведут?произносят они какие нибудь звуки?или просто мычат?И может ли быть такое,что ребенок,то слышит,то нет? Константин Якунин. 07.11 22:11:39

    Написать свой комментарий

    Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?

    Этот вопрос задают себе все родители, которые заботятся о развитии своего ребенка. Чтобы убедиться, что речевое развитие Вашего малыша соответствует норме – Вам необходимо обратиться к специалисту, который проведет диагностику речевого развития.

    Поскольку речь не статична, она непрерывно развивается, становится все более совершенной, каждый год необходимо проверять у логопеда соответствие речи Вашего ребенка определенным параметрам речевого развития.

    Таким образом, начиная с 3-х лет необходимо 1 раз в год проходить профилактический осмотр у логопеда.

    Ежегодный профосмотр подходит только в случае, если речь ребёнка развивается в соответствии с возрастными нормами.

    Если же у родителей есть хоть малейшие сомнения или подозрения, к логопеду лучше обратиться в любое время: не дожидаясь 3х лет, не дожидаясь нового года.

    При каких симптомах нужно обращаться к логопеду:

    • Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма ), стоит обратиться к логопеду примерно в год.
    • Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных слов типа мама , баба , би-би , кошка , пить , иди , а говорит на своём языке, причем много и активно - в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.
    • Если ребенок в 1,5-3 года всё понимает, а говорить не хочет , общается жестами и мычанием - не ждите пока сам заговорит , лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.
    • Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: Кися , щапка , тяйник , лямпотька - это может быть не баловство , а серьезное речевое нарушение.
    • Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков предшественниками в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.
    • Если у ребенка после какой либо травмы (падение, ушиб, лёгкое сотрясение мозга ) начались проблемы с письмом - пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек - проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, так как, может быть это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия
    • Если Ваш ребенок, и в частности его речевое развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно обратиться к хорошему невропатологу. Подробно расскажите, что Вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший доктор внимательно выслушает Вас, внимательно обследует ребенка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу. Бояться лечения не нужно! Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т.е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего: У нас все хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится! , вызывает, по меньшей мере, недоумение. Конечно, он научиться говорить, но вопрос в том, когда и как?

      Если ребенку исполнилось четыре года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь идите к невропатологу. Если Вы сначала обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка и предложив Вам заниматься, все равно отправит к невропатологу. Грамотный логопед прекрасно понимает этиологию (причину) всех речевых нарушений и всегда работает в паре с врачом. На занятии логопед будет (если это необходимо) делать ребенку массаж языка, работать с зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 10 – максимум 15 минут. После этого Вас отправят домой до следующего раза. Как правило, так строится работа логопеда в поликлинике и детском саду, из-за недостатка времени и большого количества желающих попасть к логопеду. Если же Вы занимаетесь с логопедом частным образом, то хороший логопед продолжит занятие до 30 – 45 минут и будет развивать понимание речи; формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарный запас; работать над развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Логопед будет давать Вам домашние задания, для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т.п. Выполнять домашнее задание нужно обязательно, т.к. логопед занимается с Вашим ребенком всего два-три раза в неделю, а Вы общаетесь с ребенком семь дней в неделю. Поставленный логопедом изолированный звук нужно вводить в речь, закреплять его правильное произношение, постоянно исправляя ребенка: Ты умеешь говорить правильно! Повтори еще раз это слово, но только правильно! и т.п. Родители - полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без вашей помощи результаты коррекционной работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.

      Если задержка речевого развития и речевые нарушения возникли вследствие легкого органического поражения центральной нервной системы, то вовремя проведенное правильное лечение и систематические занятия с логопедом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда Ваш малыш должен будет пойти в школу, Вы справитесь со всеми проблемами. Следует помнить только одно: время бежит очень быстро, не стоит откладывать проблему на последний год перед школой.

      В целом, в логопедии действует правило: чем раньше начать коррекцию, тем меньше проблем будет в будущем.

      Также хочется затронуть тему речевого недоразвития с точки зрения детской психологии.

      Возможно, Вы не раз замечали, что если ребенок не разговаривает (говорит плохо), то его с неохотой берут в игру. Такой малыш трудно идет на контакт или остается непонятым сверстниками, когда все же пытается что-то сказать. Мальчик или девочка страдает от недостатка общения, сердится и обижается на окружающих, может проявлять агрессию. Детям сложнее, чем взрослым, ведь у них нет багажа опыта, терпения в налаживании отношений. Бывают такие ситуации, когда ребенок просто не знает, как правильно начать знакомство или игру.

      Красивая, правильная речь человека во многом определяет его успешность в обществе. С малых лет важно уделять этому аспекту большое значение. Общение помогает ребенку усваивать знания, приобретать умения и навыки. Благодаря собственной речи малыш учится планировать свою деятельность, согласовывать ее с другими людьми.

      Еще записи по теме

      Понравились специалисты? Расскажи об этом своим друзьям!

      Развитие речи у детей, детский невролог

      Очень важной оценкой психической деятельности у маленького ребёнка является определение его речевого развития. Речевое развитие детей до 2 лет очень вариабельно. При оценке речевого развития, часто слышу от родителей: да у нас папа стал поздно говорить, ни чего страшного и т.п. Действительно ли ни чего страшного, или ребёнку необходимо лечение? Для того чтобы это понять, нам надо разобрать нормативные этапы развития речи у детей.

      Первые элементы улыбки у детей происходят до месячного возраста. Ребёнок улыбается во сне, производит некоторые мимические движения. В возрасте 2 - 3 недели, он начинает улыбаться, когда не спит, но не осознано, без эмоциональных раздражителей.

      К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 1,5 - 2 месяца ребёнок начинает реагировать на интонацию родителей. Когда с ребёнком ласково разговаривают, он в ответ начинает улыбаться, а если ругаться, он начинает плакать! В 3 месяца при общении с взрослым, происходит гукание . Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г , к , н .

      В 4 месяца появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. В 4 месяца появляется узнавание свой-чужой . Хотя у некоторых детей, это происходит несколько раньше.

      В 5 месяцев ребёнок реагирует на направление звука, поет , меняя интонацию голоса.

      В 6 месяцев у ребенка появляется первый слог ба или ма , ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

      В 7 месяцев малыш уже готов к игровой деятельности с взрослым. Он использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

      В 8 месяцев одним из важнейших показателей нормального развития речи, является лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба , да-да , па-па и т.п.

      В 9 месяцев ребёнок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в ладушки .

      В 10 месяцев малыш использует в общении как минимум 1-2 лепетных слова (типа ляля , баба , дядя ), понятных в конкретной ситуации.

      В 11 месяцев использует уже как минимум три лепетных слова , понятных в конкретной ситуации.

      В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 лепетных слова , понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Часто в учебниках и в Интернете, пишется, что ребёнок в год должен говорить 8 - 10 слов! Я работаю неврологом более двадцати лет, и могу доложить вам следующее: при осмотре двадцати детей годовалого возраста у одного словарный запас достигает 10 слов. А в основном это лепетные слова три – пять слов. А как оценить есть ли задержка речевого развития в таком возрасте?

      Если в возрасте один год, у ребёнка:
      1. Хороший слух.
      2. Он понимает обращённую речь и выполняет мелкие инструкции: где мама , где папа? , дай ручку , нельзя и др.
      3. У него есть указательный жест пальцем сопровождаемый взглядом, то у такого ребёнка нет задержки речевого развития.

      Однако конечно, необходимо, чтобы это лучше оценивал невролог. И правильно, что в годовалом возрасте проводится профилактический осмотр невролога.

      В 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 4 - 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

      В 1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

      Ближе к 2 годам показывает три части тела. Использует фразу из двух слов: мама, ди! - мама, иди! , дай ляля - дай куклу . Словарный запас 20 слов. В 2 года ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ( пойди в кухню и принеси чашку ), правильно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает свистящие звуки ( с , з , ц ), шипящие ( ш , ж , ч , щ ), а сонорные ( р , л ) он обычно пропускает или заменяет.

      В 3 года словарный запас 250-700 слов, дети использует предложения из пяти-восьми слов, овладев множественным числом, существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа положи кубик под чашку , положи кубик в коробку , употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что , если , когда . Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без них, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. И что мне особо нравится, они читают стихи. Я всегда с большим удовольствием слушаю стихи в исполнении детей такого возраста. Хотя тут есть и некоторые нюансы. Если ребёнку не понравится врач, или ребёнок очень стеснительный, то он может не идти на контакт и не беседовать. Тут важен расспрос родителей, как разговаривает ребёнок.

      В возрасте 2 – 2,5 лет при маленьком словарном запасе, сложным является вопрос о назначении медикаментозного лечения. Нужно ли назначать лечение или у ребёнка индивидуальная особенность задержки речевого развития? Здесь важно оценить состояние ребёнка. У меня были случаи, когда осмотрев ребёнка с задержкой речевого развития, и пролечившись у ЛОР врача, он стал лучше говорить, а не говорил, потому что плохо слышал. И был случай обращения двухлетнего ребёнка с задержкой речевого развития, а у него оказался ранний детский аутизм. И поэтому, когда невролог назначает дополнительное обследование: ЭЭГ, консультацию сурдолога, психиатра, логопеда – их надо проводить.

      В любом случае задержки речевого развития необходимо:
      1. Развивать мелкую моторику рук.
      2. Вынуждать ребёнка на разговор, заставлять произносить слова.
      3. Ребёнку играть с детьми, которые разговаривают (часто бывает так, что нахождение малыша с родителями, которые его понимают и пытаются всё сделать без слов ребёнка, приводит к отсутствию мотивации со стороны ребёнка к речи).
      4. Занятия с логопедом.
      5. Применение медикаментозных препаратов по назначению невролога или психиатра.
      Правильное формирование речи будет способствовать дальнейшему хорошему обучению в школе.

      Воронов Игорь Анатольевич, детский врач, невролог

      Запишитесь на прием

      Воронов Игорь Анатольевич

      Источники: https://workingmama.ru/article/55249/deti_v_molchanii_sovety_logopeda, https://bukvaeshka.com/page/pravilno-li-govorit-vash-rebenok-i-nado-li-idti-k-logopedu, https://www.pre-ambula.ru/nevrolog/razvitie-rechi

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения





      Избранные статьи

      Закон об образовании одаренные дети

      Пункт 4 ч. 2 далее...

      Как поднять иммунитет ребенку 3 года

      Как поднять иммунитет ребенку в далее...

      Грамота за творческие успехи текст детям

      Тексты грамот, благодарственных далее...

      Средства развития детей дошкольного возраста

      Презентация (развитие речи) на тему: Средства развития речи далее...

      Диагностика развития ребенка 3 4 лет

      Рекомендуем родителям и педагогам далее...

      Развивающие передачи для детей от 1 года

      Развивающие программы и мультфильмы для малышей: всегда далее...

      Занятия лепкой детей 5 6 лет

      Школа мудрой Совы - это общеразвивающие занятия далее...

      Популярные статьи

      x