Главная » Ребенок 5 лет

Внимание ребенка 5 лет

Игровые упражнения для подготовки детей 5,5 - 7 лет к обучению в школе

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5,5 – 7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУОБУЧЕНИЮ

Упражнение на развитие произвольного внимания (для детей 6 – 7 лет)

Предложите ребенку лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Дайте задание:

- Нарисуй в ряд 10 квадратов.

Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка:

- А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Готов? Тогда начинаем. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты.

Если ребенок переспрашивает, пытается переспросить вас, не уточняйте - пусть делает так, как понял.

Интерпретация: задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно.

В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру)

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие произвольного внимания и мышления (для детей 5,5 – 7 лет)

Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок-схему (по разработкам Л.А.Венгера). Дайте задание:

- На лесной опушке в маленькой избушке жил-был ежик, а чаще леса на большой сосне в дупле жила его подружка белочка. Как-то раз пригласил еж белку к себе в гости. И нарисовал ей письмо, как можно найти его дом. Сначала надо идти прямо от травки до деревца (вариант б ), затем снова прямо по дорожке от деревца до елочки, а потом куда? Читай письмо. Верно от елочки к грибку.

На примере первого письма разберите вместе с ребенком, как надо искать нужный домик. А затем предложите ребенку самому отыскать дом, в который переехал ежик.

Условие: желательно прослеживать путь ежика только зрительно, без помощи рук.

Интерпретация: задание считается выполненным, если ребенок самостоятельно безошибочно выполнил его после первого совместного упражнения.

Упражнение на развитие элементарных математических представлений и воображения (д ля детей 5,5 - 6 лет)

Предложите ребенку поиграть в такую игру. Возьмите 2 листа бумаги и нарисуйте на них по десять кругов ( d = 3 см). Один лист возьмите себе, а второй отдайте ребенку. Приготовьте простые карандаши. Сядьте так, чтобы вы не могли видеть то, что будет рисовать партнер по игре. А ребенок не мог подсматривать, что у вас получается. Задание ребенку:

- По моей команде: «Начали!» мы вместе начнем рисовать предметы круглой формы: превращать эти пустые круги в понятные картинки. Их можно не закрашивать. Только наметить контур изображения. Через 5 минут я скажу: «Стоп!» И мы посмотрим, кто больше нарисовал разных картинок. Задание понятно? Тогда: «Начали!»

Интерпретация: задание считается выполненным, если ребенок самостоятельно нарисовал не менее 7 разных картинок. Особенно хорошо, если ребенку удалось объединить в одном рисунке два или более кругов (например, нарисовать очки, велосипед), то есть он вышел за пределы контура круга. Воображение считается достаточно развитым в том случае, когда на рисунке присутствует не более 3 – 4 рисунков-штампов (солнышко, мяч, яблоко, колобок).

Если ваш ребенок испытывает затруднения при создании графических изображений, предложите ему поиграть в игру «Разведчик». Дайте ему следующее задание: «Давай ты будешь разведчиком. Тебе нужно внимательно осмотреть комнату и найти предметы круглой формы». Ребенок называет предметы - часы, блюдце, электрическая розетка, крышка кастрюли, столик и т.д. Аналогично можно искать предметы треугольной, прямоугольной и квадратной формы.

Упражнение на развитие слухового внимания и графических умений (для детей 5,5 – 6,5 лет)

по материалам А. Сапожниковой,

преподавателя Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Предложите ребенку вместе поиграть в «Школу». Возьмите любую картинку-раскраску (можете для примера распечатать на принтере представленную ниже). Давайте ребенку задания, оставляя время на его выполнение.

- Раскрась верхний плавник большой рыбы зеленым цветом, нижние плавники — желтым. Три больших камешка раскрась зеленым цветом, а пять маленьких камешков — черными.

Полоски на хвосте сделай синими, краешек хвоста сделай красным.
Мелких рыбок раскрась желтым цветом, но так, чтобы осталось две больших не закрашенных рыбки. Остальные части рисунка раскрась самостоятельно так, как хочется.

По окончании диктанта работа рассматривается, подписывается и вывешивается в специально отведенном для этого месте.

Материал для сайта подготовлен Г.В. Глушковой

Развитие внимания у ребенка

Часто ребенок сосредоточенно смотрит мультфильм, наблюдает за муравьями, рассматривает трактор и абсолютно не слышат, что мы ему говорим. Дело в том, что в головном мозге ребенка образуется доминанта -очаг возбуждения, а все остальные сигналы просто блокируются. Вы можете сколько угодно повторять ему что-то, когда он увлечен -он вас просто не услышит, потому что его внимание еще не вполне развито.

Выделяют внешнее внимание. обращенное на окружающий мир, и внутреннее внимание. направленное на собственные мысли. Выделяют также произвольное (осознанно направляемое) и непроизвольное (спонтанное) внимание.

Непроизвольное внимание возникает в ответ на какой-то яркий, необычный раздражитель. Например, во время урока на окно садится яркая птица и все внимание детей уже приковано к ней, а не к учителю.

Произвольное внимание появляется у детей в 5-6 лет. В этом возрасте он уже способен управлять им и может сосредоточиться на чем-то по своему осознанному выбору.

Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.

1. Объем внимания -количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3. Чтобы проверить объем внимания, проведите несложный тест: разложите на столе несколько предметов (10-12), накройте их чем-нибудь, например непрозрачной тканью, затем уберите ткань на 3 секунды, попросите ребенка запомнить, какие предметы находятся на столе, и вновь накройте их тканью. Затем попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил.

2. Концентрация внимания -свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете. не отвлекаясь на остальные. Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.

3. Переключаемость внимания -скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит – при котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе.

Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения. Например, младшему школьнику можно предложить игру в корректора. Ребенку дают лист с буквами (можно взять обычную газету), на котором он должен вычеркивать одну какую-то букву, обводить другую, а все остальные пропускать. Для дошкольников вместо газеты можно взять лист с рядами геометрических фигур различного цвета.

От степени развитости объема, концентрации и переключаемости внимания во многом зависит успех обучения ребенка в школе. Вот несколько игр, которые позволят вам развивать внимание ребенка.

Игра Угадай слово. Играют несколько человек, один игрок выходит (“водящий”), другие загадывают слово. Это должно быть существительное, например слово “дом, “водящий” должен его угадать, с помощью подсказок, причем подсказывать ему могут, только три человека, да и то не прямо, а косвенно. Для того чтобы угадать первую букву, в нашем случае -это буква Д, те, кто подсказывают, называют каждый по слову, в котором есть буква д. Например, один говорит доска, второй комод, а третий радуга- немного усилий, и первая буква угадана. Затем переходят к следующей букве и так далее, пока слово не будет угадано.

Игра «Исключение» . Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен подпрыгнуть.

Игра Что изменилось? . Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он водит, “водящий” в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а “водящий” должен понять, что изменилось.

Игра «Цифры-фигуры» . Это игра на объем внимания, учит выполнять одновременно несколько дел. Взрослый называет несколько цифр (3-4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.

Чтобы улучшить концентрацию внимания можно выполнять различные задания по приведенному образцу. Например, дорисовать узор . Начало узора дано как образец, а все компоненты узора должны повторяться.

Упражнение на объем внимания. Взрослый дает ребенку задание рисовать треугольники . а сам, когда ребенок рисует, хлопает в ладоши. Ребенок должен нарисовать как можно больше треугольников и назвать количество хлопков.

Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определенное количество отличий .

Несколько советов родителям:

-во время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;

-когда даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной, понятной и последовательной;

-задания должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны немного превосходить умения ребенка на данный момент;

Не упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими детьми, а просто помогите ему развить его внимание… и его успехи вас удивят.

Игры на развитие внимания детей 5 лет

Интересные игры для детей, развивающие память пятилетних детей.

Найди отличия

Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.

#9672; Игроки становятся в пары. Дайте каждому игроку возможность внимательно рассмотреть своего партнера.

#9672; Затем оба игрока поворачиваются спиной друг к другу и вносят в свою внешность несколько незначительных изменений: в прическе, в выражении лица, в одежде, в чем-нибудь таком, что можно увидеть.

#9672; Когда все готово, они снова поворачиваются лицом друг к другу и пытаются найти отличия.

#9672; Повторите игру несколько раз, меняя партнеров и увеличивая количество отличий.

Поём вместе

Количество играющих: 1 - 4 человека.

#9672; Ведущий предлагает спеть какую-нибудь песню, например: Я на солнышке лежу. .

#9672; При этом песня исполняется вслух, когда ведущий хлопает один раз. Если ведущий хлопает дважды, дети продолжают петь песню, но про себя, на один хлопок — опять вслух и т. д.

Одеяло

Количество играющих: 6 — 8 человек.

Инвентарь: два стула, покрывало.

#9672; Игроки делятся на две команды. Команды садятся друг против друга; между ними вешается покрывало в виде занавеса.

#9672; Игроки одной команды не должны видеть игроков другой команды.

#9672; Каждая команда по секрету от другой выбирает игрока, который садится ближе всех к покрывалу, лицом к нему.

#9672; На счет три покрывало падает. Игроки, сидящие у покрывала, должны громко назвать имена друг друга (наблюдающие за ними товарищи по команде не должны им помогать).

#9672; Тот, кто назовет первым, — выигрывает и ведет соперника на свою сторону.

#9672; Выигрывает та команда, которая набрала больше игроков к концу игры.

Съедобное и несъедобное

Количество играющих: 1-6 человек

#9672; Дети садятся в ряд. Ведущий называет какое-нибудь слово и бросает мяч одному из детей.

#9672; Если назван съедобный предмет, ребенку следует поймать мяч. Если же нет, то отбить его.

Слышать шум

Количество играющих: 3-6 человек.

#9672; В этой игре дети учатся слушать сразу несколько говорящих. Сначала двое (две группы) играющих говорят одновременно два разных слова.

#9672; Выбранный ребенок должен угадать эти слова. Затем количество произносимых слов увеличивается.

Волшебное слово

Количество играющих: 1 - 6 человек.

#9672; Ведущий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: Поднимите руки, сядьте, встаньте, поднимитесь на носочки, шагайте на месте и т. д.

#9672; Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово пожалуйста .

#9672; Кто ошибется, выходит из игры, а потом выполняет какое-либо задание (поет, читает стихи).

Снежный ком

Количество играющих: 6-10 человек.

#9672; Игроки встают в круг. Первый игрок называет свое имя.

#9672; Игрок, стоящий справа от него, называет имя первого игрока и добавляет к нему свое.

#9672; Игра продолжается от игрока к игроку до тех пор, пока последний участник не перечислит имена всей группы.

Будь внимателен

Количество играющих: 1-6 человек.

#9672; Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове зайчики дети должны попрыгать, при слове цапли — стоять на одной ноге, а при слове лошадки — остановиться и стучать одной ногой об пол.

#9672; Теперь попросите детей идти по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.

#9672; Можно расширить набор команд по усмотрению взрослого.

Чего не хватает?

Количество играющих: 1—6 человек.

Инвентарь: несколько игрушек.

#9672; Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4-5.

#9672; Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку.

#9672; Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.

Найди игрушку

#9672; Попросите ребенка найти игрушку по вашему описанию. При этом, описывая предмет, не называйте его. Например: Принеси мне нечто круглое, резиновое, синего цвета, то, что прыгает, если это ударить рукой (мяч).

Поющие животные

Количество играющих: 2-6 человек

#9672; Играющим предлагается представить себя животными, любящими петь.

#9672; Дети должны по очереди спеть (промяукать, прогавкать и т. д.) какую-нибудь песню, например, В лесу родилась елочка , а остальные — угадать ее.

Повтори картинку

Инвентарь: бумага, ручки или карандаши.

#9672; На листе бумаги нарисуйте какую-нибудь простую картинку. Например, геометрическую фигуру, одну или две.

#9672; Покажите ребенку ваш рисунок в течение 2-3 секунд.

#9672; Попросите ребенка нарисовать увиденное.

Земля, вода, огонь, воздух

Количество играющих: 1-6 человек

#9672; Играющие садятся в круг. Ведущий договаривается с ними что, если он скажет слово земля , все должны опустить руки вниз, слово вода — вытянуть руки вперед, слово воздух — поднять руки вверх, а слово огонь — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

#9672; Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.

#9672; Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.

Пантомима

Количество играющих: 1-4 человек

#9672; Попросите детей изобразить мимикой и жестами некоторые ситуации. Например:

показать, что на улице холодно;

вдеть нитку в иголку;

постучать в дверь;

#9672; Можно изобразить походку разных людей. Например:

спешащего человека;

человека, который несет тяжелые сумки;

и многое другое.

#9672; Можно попросить ребенка самому выбрать какую-либо ситуацию и изобразить ее, а других — попробовать отгадать, что это за ситуация.

Источники: https://www.detsad2301.ru/p68aa1.html, https://www.doktorpapa.ru/blog/233, https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-vnimanija-detei-5-let.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенка передних зубах коричневые пятна

Наука Главы книг Вопрос/Ответ Пятна на зубах. далее...

Физические особенности детей 5 6 лет

Развитие ребенка 5-6 лет: шпаргалка для далее...

У ребенка темная моча по утрам

Причины темного цвета мочи У здоровых людей цвет мочи варьирует далее...

Стихи пушкина для детей 3 4 лет

Александр Пушкин Александр Сергеевич ПушкинКакие емкие слова. Вряд ли найдется далее...

Можно ли пить пиво при кормлении ребенка

Как пиво во время ГВ влияет на ребенка и далее...

Температура 37 холодные конечности ребенка

Почему руки и ноги всегда далее...

Какой смесью кормят новорожденных в роддоме

Молочное меню. Как далее...

Популярные статьи

x