Графический диктант: зачем он нужен и с чем его едят?
Многим родителям рекомендуют при подготовке к школе использовать графический диктант.
Графический диктант – это создание изображения по клеточкам под диктовку. Но прежде всего, это захватывающая игра, от которой, зачастую, и взрослый не откажется!
Это не только весело, но и полезно! Ведь при этом:
- координируется работа полушарий головного мозга;
- малыш тренирует мелкую моторику;
- подготавливает руку к письму;
- развивает внимание;
- ориентацию в пространстве;
- координацию;
- умение слушать;
- логику;
- абстрактное мышление;
- усидчивость;
- учится счету, а также различать право и лево;
- привыкает к карандашу и тетради.
Нужен листик или тетрадь в клеточку, карандаш и ластик, чтобы ребенок мог легко исправить ошибки.
В задании есть стрелочки, которые указывают направление, а также цифры – это количество клеточек в заданном направлении.
Так с чего же начать?
Начнем с самого простого: одну клеточку вверх ( 1↑), одну клеточку вправо ( 1→), одну клеточку вниз (1↓). одну клеточку влево (1← ). Получился квадрат! Не забудьте похвалить ребенка!
Все упражнения должны выполнятся в дружелюбной атмосфере, ведь это для взрослых графический диктант – нужная и важная вещь, а для малыша – это, прежде всего, игра! Для него каждая картинка – маленькое открытие. Он может разукрасить ее, а пока он это делает, вы можете поговорить с ним об особенностях нарисованных предметов, что позволит расширить кругозор ребенка и увеличит его словарный запас. Старшие дети зачастую сами составляют графические диктанты и диктуют их взрослым, и это не менее ценно.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей младше пяти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит прерывать игру.
ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ И МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОПОЛНИМ ИМИ НАШУ КОЛЛЕКЦИЮ, УКАЗАВ ПРИ ЭТОМ ВАШЕ АВТОРСТВО!
Помогите проекту - поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо. -)
для дошкольников 6-7 лет»
Брылёва Анастасия Александровна ,
воспитатель МКДОУ № 16,
Педагоги детского сада выделяют целый комплекс мероприятий, с помощью которых осуществляется полноценная и качественная подготовка к обучению в школе. Одним из компонентов этого комплекса является проведение с детьми графических диктантов – игровых упражнений с карандашом на листе в клетку. Как заниматься? Игровые задания – рисование карандашом по клеточкам в заданном направлении на определенное расстояние – проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, которые владеют навыком начертания ровных линий, ориентирующимися на листе бумаги («вправо-влево», «вверх-вниз», левый нижний угол, правый верхний угол и т.п.).
Занятия графическими диктантами требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости. Но, в отличие от привычных школьных диктантов, упражнения проводятся в игровой форме. с предварительным описанием изображаемого объекта, загадками, стихотворениями, потешками, чистоговорками, пальчиковой гимнастикой. Поэтому графические диктанты из сложного занятия превращаются в увлекательную игру. Шести-семилетки должны оперировать понятиями «точка», «клетка», различать углы и стороны клетки и называть их, иначе рисовать под диктовку определенный образ будет сложно.
Перед воспитателем стоит задача. не только научить детей выполнять задание аккуратно и внимательно, но и стремиться изобразить схематический предмет или объект правильно, чтобы он был похож на образец или картинку. Важно, чтобы взрослый сначала четко объяснил ребенку задание и последовательность его выполнения, а затем так же четко и неторопливо надиктовал порядок проведения линий по клеткам. Обязательно постоянно следить за правильностью начертания изображения, если необходимо – останавливать и поправлять малыша, обращая внимание на ошибки и неточности. Проведение занятий с графическими диктантами помогают. приучить руку дошкольника к письму; закрепить умение ориентироваться на тетрадном листе; развить образное и логическое мышление, память, внимание; воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность.
Задания на рисование по клеточкам используют в своей работе и воспитатели, и логопеды, и психологи. Чем совершеннее становятся навыки рисования по клеткам, тем более серьезные задачи взрослые ставят перед дошкольником. Так, можно поручить не просто изобразить по образцу или словесному указанию рисунок, но и отметить в нем разными цветами определенные области и точки – глаза, пятна на шерсти собачки, полоски на туловище рыбки, окна в доме на первом и третьем этажах. Хорошо помогают развить логику задания на дорисовку недостающих элементов рисунка: от ребенка требуется понять, что изображено на листе, а потом, повторяя узор или продолжая систему линий, закончить картинку.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Задания должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному». Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.
В заданиях используются следующие обозначения. количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
https://www.kinderok.ru; Е.М. Рахманова «Графические диктанты для дошкольников».
«Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП»
Людмила Давыдова
«Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП»
Письмо ребёнка – это продукция (хорошая или плохая) работы мелких мышц. руководимых мозгом. Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам. А так как любой навык – это умение. выработанное упражнениями, привычкой, то и графический навык нужно развивать .
Нашу группу посещают дети с ДЦП, с ПЦНС.
Работая с детьми с нарушением ОДА и поражением ЦНС видно, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений. А чтобы ребёнок в дальнейшей учебной деятельности не испытывал затруднений, ощущая собственную неполноценность, нужно попытаться предупредить формирование механизма таких затруднений.
Начиная с младшей группы, проводили с детьми пальчиковую гимнастику, игры, упражнения. Для меня было важно научить детей выслушать задание – запомнить - выполнить. Для разнообразия подбирала стихотворный текст. речь как бы ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Эпизодическая деятельность не могла дать положительно эффекта. Поэтому мы стали использовать приёмы игры в школу. умение сидеть за столом, правильно пользоваться карандашом, воспитывать усидчивость.
Систему работы проводила поэтапно, усложняя и увеличивая задания.
Первый этап – определение точности движений.
Начали мы с элементов, доступных детям дошкольного возраста.
Всё это выполняли на нелинованной бумаге, но прежде мы пробовали писать элементы в воздухе или проводить пальчиком по предмету – это двигательное моделирование вырабатывает «двигательную» память.
Затем были зарисовки по опорным точкам простых фигур. квадрат, треугольник, прямоугольник. Необходимо, чтобы дети усвоили, что любая точка требует остановки и смены направления формирующих линий.
Далее мы перешли на предметные фигуры. Составила картотеку и изготовила образцы игр в плёнке, где дети могли тренироваться перед тем, как выполнять задания на листе бумаги.
Следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную перегрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При этом нужно обязательно следить за осанкой и положением руки .
Для того чтобы дети с большим интересом выполняли задания, стали включать в работу рассказ и зарисовку сказок, например. колобок, катится к зайке по одной дорожке, к волку по другой. Дети рисуют линии. Но так как фигурально изобразить героев сказки доступно даже не каждому взрослому, стали использовать в работе заместителей, например. заяц – это круг, лиса – овал и т. д.
Таким образом, мы могли зарисовывать сказки на бумаге, при этом развиваем не только руку ребёнка, а также память, внимание, а рассказывая сказки по рисунку, и речь ребёнка.
Далее мы стали пробовать выполнять упражнения в тетрадях в клетку. В них легче ориентироваться, вести отсчёт клеток, выдерживать интервал между элементами, соблюдать единый размер элементов.
В работе ориентировались на пособие Т. С. Голубиной «Чему научит клеточка». Методика разработана по блокам :
Блок «Точка» - учит видеть и фиксировать центр клеточки, её угол и сторону.
Для меня блок «Точка» показался самым сложным этапом, так как дети очень плохо ориентировались на таком маленьком пространстве, как клетка.
Блок «Палочка» - учит понимать точную терминологию, вертикальная, горизонтальная, наклонная.
Блок «Геометрическая фигура» - учит распределять внимание, называть элементы, из которых состоит предлагаемый образец.
Во время выполнения задания следила за тем, чтобы дети не поворачивали тетради, линии проводили только один раз, ошибки не исправляли и не стирали, не отрывали карандаша, пока не выполнят весь элемент
Для того чтобы систематизировать работу, составила перспективный понедельный план, в него входят игры, упражнения с проговариванием, графические упражнения и самостоятельная деятельность.
На втором этапе, продолжая изображать уже знакомые элементы блоков «Точка». «Палочка». «Геометрическая фигура». приступили к другим блокам.
Блок «Дуга» - учит ребёнка ориентироваться только на зрительный образец.
Блок «Предметная фигура» - учит копировать предлагаемые изображения.
Блок «Сопровождение» - учит слушать словесную инструкцию взрослого и выполнять задание в соответствии с ней.
Стали использовать в работе слуховые и зрительные диктанты, например. «Проводи фишку». слушая словесную инструкцию.
Далее в работе использовали трафареты. В выполнении этих упражнений задействованы обе руки. Одной ребёнок держит трафарет, а другой обводит контур. Использовали серии трафаретов по лексическим темам.
Для игр, на развитие фантазии и воображения, можно использовать пуговицы различной величины, а так же предметы круглой формы. Сначала с помощью взрослого ребёнок учится обводить предмет круглой формы, половину предмета, два предмета, соединенные вместе и т. д. Далее ребёнку предлагают узнать предмет, который спрятан в этом силуэте.
После того, как ребёнок научится обводить круги, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Обрисовка пуговиц и трафаретов – это только основа рисунка, далее дети должны использовать всё своё воображение, фантазию, чтобы рисунок получился законченным.
На всех этих этапах обучения упражнения должны являться не механическим повторением одних и тех же процессов или движений. а осознанной, целенаправленной деятельностью ребёнка.
На пройденных этапах нашей работы удалось получить следующие результаты :
1. Дети научились выслушивать задание.
2. Определять руку и ориентироваться на листе бумаги.
3. Научились выполнять действия по показу.
4. Научились выполнять поставленную задачу.
5. Научились сочетать действия руки с речью .
6. Научились правильно держать карандаш, сохраняя при этом правильную осанку.
В дальнейшей работе планирую :
- Продолжить работу над графическими навыками по плану ;
- Находить возможность заниматься дополнительно с детьми, которые не осваивают программу по плану;
- Продолжать изучать новинки методической литературы по работе с детьми с ДЦП.
Источники: https://psychologies.today/graficheskij-diktant-zachem-on-nuzhen-i-s-chem-ego-edyat/, https://detstvogid.ru/graficheskie-diktantyi-dlya-doshkolnikov-6-7-let/.html, https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-razvitie-melkoi-motoriki-ruki-v-procese-osvoenija-graficheskih-navykov-u-detei-5-7-let-s-dcp.html
Комментариев пока нет!