Главная » Ребенок дошкольник

Место игры обучении ребенка дошкольника

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является применение игры. Особенно незаменима её психолого- педагогическая ценность.

Велика роль игры при переходе из детского сада в 1 класс. Ещё К.Д.Ушинский говорил: Именно игра даёт возможность ребёнку познакомиться с реальностью взрослого мира. Для дошкольника основной вид деятельности - игра. В игре он отражает жизнь взрослых. После 7 лет игра начинает занимать всё меньшее место в жизни ребёнка. Ведущая роль отводится учебной деятельности. Но игра обладает огромными образовательно-воспитательными возможностями.

Трудность перехода детей из д/с в 1-ый класс определяется новыми условиями жизни, требованиями к ребёнку. Именно в этот период нельзя отбросить привычную для детей деятельность во избежание стрессовой ситуации. Только при помощи игры ребёнок безболезненно адаптируется к школьной жизни. Отказ от игры не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Ведущая в дошкольном возрасте - сюжетно-ролевая игра, в младшем школьном - игра с правилами. Игра-это сложное социально-психологическое явление. Она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической, личностной сферах, даёт эффект общего психического развития. Д.Б.Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность требует от детей волевого напряжения, выдержки, самообладания. Первоклассникам ещё трудно выполнять эти требования. Они быстро устают, отвлекаются, не всегда могут внимательно слушать и запоминать. И первый помощник на этом переходном этапе, конечно, - игра.

В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Такие игры стимулируют детскую активность, вызывают чувство удовлетворения, работает воображение. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам - игра.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать - В.А.Сухомлинский.

Чёткой классификации игр по видам ещё нет. Игры группируют по различным критериям. При организации игр на уроках необходимо продумать следующие вопросы: Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры следует уделить особое внимание? Как обеспечить участие всех ребят в игре?

В 1-ом классе можно использовать игру, как структурную часть урока:

1) игры, направленные на развитие психических процессов:

- Игра Сколько машин спряталось? (на рисунке изображены разные машины методом наложения) ;

- Игра Назови предметы (на рисунке предметы, закрой их. вспомни и назови); - Игра Подумай (сколько детей могут надеть шесть кроссовок?)

2) игры на повышение уровня взаимопонимания:

Задача этих игр- улучшить коллективные взаимоотношения, поднять класс на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания. Игры: Выбери друга , Паутинка

3) игры, применяемые на различных уроках:

- урок математики - Игра Прыгни столько же , Игра Передай кубик , Игра Сколько нас без одного

-урок обучения грамоте - Игра Эхо , Игра Звуковые часы , Игра Включи телевизор

-урок окружающего мира - Игра Да - нет и т. д.

Игровые уроки приносят детям радость и удовольствие, положительно влияют на познавательные, психофизические, эмоционально-личностные, социально-коммуникативные сферы младших школьников. Нельзя недооценивать их роль. Игра ради успеха, ради привития интереса, внутренней мотивации и интереса к знаниям, а не ради развлечения - это ценно.

Играя, мы учим детей. А учим, играя. Игра на уроке- это предоставление возможности каждому ученику почувствовать себя успешным, поменять своё представление об учебном процессе как о нечто однообразном. Уроки с элементами игры необходимо проводить не только в 1-ом классе, но и в других классах начальной школы, учитывая психолого-физиологические особенности детей.

В настоящее время нередки случаи сочетания дефектов устной и письменной речи у учащихся начальной школы. Эта проблема актуальна и сложна, поэтому для преодоления неуспешности целесообразно вводить в уроки не просто развивающие игры, а логопедические игровые приёмы.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не могут не играть. Взрослые не играть могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащённые современным информационным оборудованием, играют мужчины и женщины, обременённые семьёй и работой. Стихийное движение ролевых игр от школьников до людей 30-40 лет считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом. Итак, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста.

Список литературы:
  1. Быстрова Г.А. Сизова Э.А. Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- Санкт-Петербург: Каро , 2000.
  2. Говоркова Н.Б. Кукушкина Г.Г. Первые дни ребёнка в школе. Рефлексивные круги. Игры. - Волгоград: Учитель , 2008.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, - М. Первое сентября , 2009.
  4. Люблинская А.А. Детская психология. - М. Просвещение , 1971.
  5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М. Вако , 2004.

Как привить ребенку любовь к обучению?

Любому родителю хочется, чтобы ребенок учился с удовольствием и ему нравился процесс получения новых знаний. Добиться такой ситуации не сложно, ведь все дети от природы любознательны и стремятся изучать новое. С раннего возраста малыши открыты для новой информации, умеют мыслить нестандартно и быстро усваивают полученные знания. И главной задачей родителей является поддержка природной любознательности и интереса к обучению.

Место игры в обучении дошкольников

Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста, поэтому обучение малышей 3-6 лет с включением элементов игры намного эффективнее, чем традиционный учебный процесс. Во-первых, из-за позитивного эмоционального фона, благодаря которому дети лучше усваивают материал. Во-вторых, из-за непосредственного воздействия на коммуникативную деятельность ребенка и его интеллект. Кроме того, благодаря раскрепощению в игре ребенок получает возможность находить творческие решения.

В обучении дошкольников игра не должна быть противопоставлена учебе. И в современных детских учреждениях это знают и учитывают при составлении занятий для деток дошкольного возраста. Такие занятия не только обучают малышей, помогая им приобретать определенные знания и умения, но и развивают их интеллект, помогают в общении между собой, выявляют проблемы развития и положительно влияют на личность каждого ребенка.

Обучение детей-дошкольников проводят с помощью:

  • Сюжетных игр. Ребенок строит игру с помощью игрушек и других детей, разыгрывая определенный сюжет.
  • Игр-драматизаций. Ребенок представляет себя в виде определенного персонажа, показывая его переживания, чувства, интонации, мимику, одновременно изучая литературу и речь.
  • Режиссерских игр. Ребенок придумывает сюжет и реализует его через игрушки или других детей.
  • Театрализованных игр. В таких играх участвует несколько детей, а их тематика очень обширна. В процессе игры дети улучшают речь, изучают окружающий мир, развивают интеллект.
  • Конструктивных игр. Ребенок создает игру или предметы с новым назначением.
  • Дидактических игр. Они больше остальных видов игр приближены к процессу обучения. Такие игры интересны детям и поучительны.
  • Подвижных игр. Во время таких игр ребенок развивает ловкость, скорость реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Как привить любовь к обучению?

  • Когда у ребенка что-то получается, он дает правильные ответы или выполняет задание верно, хвалите и поощряйте. Однако здесь важно не перестараться, чтобы ребенок не стал слишком зависим от оценок извне.
  • Когда ребенок усвоил информацию или умение, предлагайте ему более сложные задания, чтобы он постепенно двигался от простых навыков к освоению сложных задач.
  • Изучайте все вокруг в процессе общения с ребенком. Спрашивайте о том, как малыш провел день в детском саду, считайте по дороге домой деревья или облака, называйте цвет машин, которые проезжают рядом, отгадывайте загадки. Детей-школьников обязательно спрашивайте о том, что учили в школе, что нового узнал ребенок. Дома играйте в шахматы и другие настольные игры.
  • Не забывайте, что ребенку нужно достаточно отдыхать. Пусть у малыша будет время для своих занятий, не связанных с обучением.
  • Если вы не знаете ответ на какой-то вопрос ребенка или не понимаете, как решить задачу, не бойтесь искренне признаться в этом малышу. При этом скажите, что вам интересно узнать ответ или решение. Ребенок будет брать пример и сам с интересом вовлечется в процесс получения новых знаний.

Совместные занятия, химические опыты в виде фокусов и другие интересные занятия обязательно помогут ребенку развить любовь к обучению.

Как не отбить желание учиться?

Родителям не следует формировать у ребенка отношение к учебе, как к обязательству. Поэтому не говорите сыну или дочке «ты обязан учиться» или «ты должен учиться», взамен предлагайте позаниматься или поупражняться.

Кроме того, родители не должны расстраиваться из-за плохих оценок ребенка, а наказывать за низкие баллы просто недопустимо.

Не реагируйте на неправильные действия дочери или сына слишком эмоционально, иначе ребенок станет бояться совершать ошибки (а без ошибок обучения не бывает). Мягко корректируйте действия сына или дочки, предлагая отыскать новое решение, подумать вместе, решить по-другому.

Любовь к чтению

Чтобы ребенок полюбил книги, родителям следует чаще ему читать в первые годы жизни. Начните с книг с мелодичными стихами, а позже перейдите к сказкам. Чтобы малыш слушал стихи или истории заинтересовано, читать нужно эмоционально и с выражением.

Позволяйте ребенку самостоятельно выбирать книгу, которую вы ему сегодня почитаете, даже если малыш ежедневно берет одну и ту же книжку. Спросите его, чем ему так понравилась история, что он запомнил из прочитанного, как называется книга, кто автор, что нарисовано на обложке. Также ребенку можно предложить переворачивать страницы во время чтения.

Читая малышу, периодически останавливайтесь и задавайте вопросы. К примеру, вопрос «как считаешь, что будет в этой истории дальше?», поможет в развитии фантазии ребенка. Если на страницах есть картинки, обращайте на них внимание. Пусть ребенок покажет персонажа или предмет, о котором вы только что прочли.

Когда придет время изучения алфавита, подберите азбуку, которая понравится вашему ребенку. Сейчас ассортимент букварей для деток очень большой, поэтому вы без труда найдете подходящую книгу. Если никакой магазинный вариант не подошел, вы можете сделать с ребенком собственную азбуку. Для этого вырежьте из старых журналов яркие картинки, наклейте их на страницы альбома и напишите сверху подходящую букву.

В прививании любви к чтению большое значение имеет и пример родителей. Если мама или папа читают книги, газеты или журналы, ребенок будет им подражать и тоже захочет читать. Вы можете выписать для ребенка детский журнал, а также записать кроху в библиотеку. Так вы обеспечите своему ребенку возможность читать, что он, несомненно, оценит в будущем.

О том, как пробудить интерес к учебе, смотрите в видео Павла Зыгмантовича.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Источники: https://festival.1september.ru/articles/606131/, https://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/lyubov-k-obucheniyu/, https://paidagogos.com/%3Fp%3D7979

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры и упражнения одаренными детьми

Обучающий практический тренинг для педагогов. далее...

Отношение родителей детей дошкольников

Консультация для родителей далее...

Очень сильная рвота ребенка

Рвота желчью -что делать? Лечение рвоты далее...

Насморк у ребенка две недели

Не могу победить насморк у ребенка. девочки принцип далее...

Работа одаренными детьми статья

Современные проблемы работы с одаренными детьми1257 В статье представлены как далее...

Развитие речи 3 летнего ребенка

Продолжаем разговор о развитии речи ребенка в норме. Сегодня далее...

Особенности социального развития умственно отсталых детей

Библиотека произведений отечественной научной школыкоррекционной педагогики и далее...

Популярные статьи

x