Главная » Творческий ребенок

Творческого воображения детей старшего

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

«Система работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» (научно-исследовательская работа)

Современное общество — это динамически развивающаяся целостная система, основным средством совершенствования которой является повышение уровня умственного, социального, эмоционального развития личности всех членов социума. В настоящее время одной из самых больших ценностей является нестандартный подход к решению творческих задач, так как именно благодаря творческим способностям люди постигают новые горизонты и совершают выдающиеся открытия. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией. Благодаря этому психическому процессу мы можем на основе имеющихся представлений создавать новые сочетания, которые помогают улучшать нашу жизнь.

Воображение, являясь одним из ведущих новообразований дошкольного возраста, интенсивно исследуется психологами и педагогами. Большинство специалистов изучают особенности и пути формирования воображения у нормально развивающихся детей. В специальной литературе имеется также значительное число работ, посвященных выявлению специфических особенностей воображения и путей его развития у детей с ОВЗ.

Несмотря на это, в специальной литературе представлено недостаточное количество конкретных методик, направленных на развитие творческих способностей в целом и процесса воображения, в частности, у детей данной категории.

Отметим, что воображение детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же общим законам психического развития, что и в норме. Однако, наличие «социального вывиха» накладывает заметный отпечаток на его становление. Целью данного исследования явилось изучение специфических черт воображения детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями (нарушением зрения, нарушением речи и задержкой психического развития) и разработка коррекционно-развивающей программы (на примере детей с нарушением зрения), направленной на преодоление отставания в этой сфере.

Гипотезой является следующее предположение: творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии имеет качественное своеобразие, что проявляется в схематичности, стереотипности деятельности, стремлении к копированию, сложности в создании воображаемой ситуации. Мы предполагаем, что специально-организованная коррекционно-развивающая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать преодолению имеющихся недостатков и развитию творческих способностей детей.

В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности.

Для выявления особенностей творческого воображения детей с нарушениями в развитии был проведен констатирующий эксперимент, который состоял из трех этапов. Первый этап включал изучение особенностей невербального творческого воображения (задания «Дорисовывание кругов», «Тест креативности Торренса). Второй блок эксперимента был направлен на изучение способностей к вербальному творческому воображению (задания «Три краски», «тест Роршаха»). Третий блок был направлен на выявление способности дошкольников с различными нарушениями в развитии воспринимать графические изображения, отображать их в виде сюжетного рисунка и составлять на их основе связный рассказ (задание «Силуэты»). Констатирующий эксперимент показал, что дети всех исследуемых групп продемонтсрировали специфические особенности и недоразвитие отдельных компонентов воображения в разной степени. В целом можно сказать, что все категории детей с нарушениями имеют недостатки, характерные для всех групп, такие как снижение мотивации в деятельности, отсутствие целенаправленных действий, сложности в создании воображаемой ситуации, стереотипность, схематичность образов, подмена образов воображения образами памяти и др.

Для преодоления выявленных недостатков была проведена коррекционно-развивающая работа, построенная на основе изобразительной деятельности. Коррекционно-развивающая работа проводилась с детьми с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста. Все испытуемые этой категории были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек в каждой.

При разработке коррекционно-развивающих занятий учитывалась специфика нарушений зрения, были использованы методические рекомендации таких авторов, как М.А.Васильева, Л.И.Плаксина. Комплекс психокоррекционных занятий с детьми состоял из серии занятий, которые включали в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения; развитие психических процессов, стимуляцию творческой активности детей. На каждом занятии дошкольники выполняли изображения, используя нетрадиционные техники рисования.

После формирующего эксперимента был проведен контрольно-оценочный эксперимент, в процессе которого использовались модифицированные варианты методик констатирующего эксперимента. В ходе оценки полученных результатов по отдельным методикам были выявлены статистически значимые различия. Кроме того, контрольный эксперимент показал, что дети ЭГ:

  • стали более заинтересованы процессом придумывания новых образов. Это проявлялось как в изобразительной деятельности, так и в словотворчестве;
  • у дошкольников появился исследовательский интерес: им было интересно пробовать новые техники рисования;
  • большинство детей перестали обращаться за помощью к педагогу;
  • придумываемые образы стали более оригинальными, ранее не встречающимися;
  • каждый ребенок собственными силами создавал изображения, не стремясь к копированию;
  • у дошкольников появилось стремление к доведению до завершения замысла;
  • У детей контрольной группы значительных изменений в уровне творческого воображения не произошло.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила имеющиеся литературные данные об особенностях творческого воображения детей с нарушениями развития. Следовательно, цель нашей работы достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

Скачать

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием

Подобные документы

Характерные особенности творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста, сравнительный анализ уровня его развития у детей разных возрастных групп. Разработка занятий по развитию творческого воображения с учетом возрастной специфики.

курсовая работа, добавлен 29.04

Особенности развития творческого воображения в раннем детстве средствами изобразительной деятельности. Стимуляция творческой деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

курсовая работа, добавлен 01.12

Сущность понятия воображение в психолого-педагогической науке. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

курсовая работа, добавлен 18.06

Общая характеристика воображения. Особенности изодеятельности детей и значение ее для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.

курсовая работа, добавлен 15.02

Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы.

дипломная работа, добавлен 26.01

Понятие и виды творческого воображения. Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников. Организация работы по развитию творческого воображения при работе над сказками. Конспект занятия для детей дошкольного возраста Весенняя сказка .

курсовая работа, добавлен 29.07

Проблема развития способностей у ребенка. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности. Понятие и виды творческого воображения.

курсовая работа, добавлен 11.07

Изучение процессов развития воображения. Особенности развитие воображение в старшем дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения в рамках программы Л.А. Венгера Развитие . Методика развития воображения Л.Б. Фесюковой в работе со сказкой.

дипломная работа, добавлен 04.05

Анализ точек зрения на проблему компонентов творческого потенциала человека. Показатели творческого воображения и мышления. Диагностика творческих способностей у дошкольников. Комплекс упражнений по формированию качеств, необходимых для их развития.

курсовая работа, добавлен 09.07

Воображение и творческий потенциал личности. Конструирование как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольников. Условия и методические приемы развития воображения на занятиях по художественному конструированию из бумаги.

курсовая работа, добавлен 21.04

Проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Условия развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами музыки. Анализ предметно-материальной среды. Игровые приемы обучения.

курсовая работа, добавлен 26.10

Основные виды воображения и способы создания творческих образов. Особенности воображения у детей дошкольного возраста. Развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников. Разработка рекомендаций по развитию воображения у детей.

курсовая работа, добавлен 11.10

Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству. Этапы формирования творческой деятельности дошкольников. Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.

курсовая работа, добавлен 19.07

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой. Характеристика основных видов сказок и особенности творческого рассказывания. Способы создания творческих образов. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения у дошкольников.

курсовая работа, добавлен 20.11

Значение изобразительной деятельности и изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности. Понятие и сущность способностей. Процесс развития творческих способностей дошкольников. Индивидуальные различия одаренных людей.

курсовая работа, добавлен 20.06

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Специфика дидактических игр. Педагогические рекомендации по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх.Диагностика развития воображения Придумай игру . Заданные фигуры .

курсовая работа, добавлен 17.12

Особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Определение особенностей декоративно-прикладной деятельности и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Разработка системы занятий.

дипломная работа, добавлен 20.07

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества. Изобразительные способности и творческие замыслы детей в процессе изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей путем сюжетного рисования на занятиях.

дипломная работа, добавлен 02.03

Развитие воображения в онтогенезе. Особенности процесса развития воображения у детей с нарушением слуха. Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью. Формирование изобразительных умений.

курсовая работа, добавлен 24.02

Конструкторская деятельность детей как прообраз взрослой деятельности, черты творческой деятельности ребенка дошкольного возраста. Развитие конструкторского творчества. Особенности воображения у детей, основной закон развития воображения Т. Рибо.

контрольная работа, добавлен 08.06

Источники: https://paidagogos.com/%3Fp%3D7883, https://psy.su/psyche/projects/791/, https://allbest.ru/k-3c0a65635b3bc78a4c43b89521216d37.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Машина детей 11 лет

Ведомство разместило для общественного далее...

Как вырастить эмоционально здорового ребенка

Как вырастить психически здорового ребенка? На психическое здоровье ребенка далее...

Детская аптечка ребенка 2 лет

Детская аптечка: какие лекарства в ней далее...

Проблема психического развития детей дошкольного возраста

Проблемы развитиядетей редко далее...

Конструктор для детей от 3 лет

Конструкторы от 3 до 5 лет Вы всегда далее...

Через сколько часов надо кормить новорожденного ребенка

Сколько должны спать новорожденные дети? Почти все молодые далее...

Буклет игры развития речи детей

Методическая разработка (старшая далее...

Популярные статьи

x